«Сбыча мечт оптом»

Рассказ Дмитрия Стародубцева о пятидневном путешествии на Чулышман.

В преддверии коротких двух недель летнего отпуска меня внезапно охватила тоска по горам, а конкретно, по Алтаю. Но разум решительно протестовал против очередного банального алкгольно-сувенирного тура в районы Ая-Чемал-Манжерок, и душу охватывало уныние. Хотелось приключений, новых мест, новых впечатлений, новых друзей. Но как реализовать это? Ехать одному, на своей машине в совершенно неизведанные места совершенно не улыбалось: во-первых дорого, во-вторых места совершенно незнакомые, куда и как ехать даже не представлял. И тут, откуда-то из глубин сознания всплыло название, которое слышал более года назад в связи с организацией туристических веломаршрутов: «Алтай-маршрут». Зашёл на сайт, и несказанно обрадовался выбору автотуров. Ещё больше обрадовала цена. Решение «Еду!» пришло практически мгновенно. Едва дождавшись выходных, поехал на встречу с менеджером. Улыбчивая и жизнерадостная девушка Люба подробно всё объяснила мне, развеяв все мои сомнения относительно пригодности моей спортивной формы (начинающий сумотори) для предполагаемых пеших маршрутов. И я поехал закупать необходимое снаряжение. К слову сказать, понадобилось из него очень мало (только рюкзак, но можно было обойтись и большой сумкой), поскольку организация туров была на высоте. Ещё из-за нестыковок на работе я не смог выехать в предполагаемую ранее дату, и поехал на две недели позже. Ребята из «Алтай-Маршрута» пошли мне навстречу, перенеся меня в другую группу.

В преддверии коротких двух недель летнего отпуска меня внезапно охватила тоска по горам, а конкретно, по Алтаю. Но разум решительно протестовал против очередного банального алкгольно-сувенирного тура в районы Ая-Чемал-Манжерок, и душу охватывало уныние. Хотелось приключений, новых мест, новых впечатлений, новых друзей. Но как реализовать это? Ехать одному, на своей машине в совершенно неизведанные места совершенно не улыбалось: во-первых дорого, во-вторых места совершенно незнакомые, куда и как ехать даже не представлял. И тут, откуда-то из глубин сознания всплыло название, которое слышал более года назад в связи с организацией туристических веломаршрутов: «Алтай-маршрут». Зашёл на сайт, и несказанно обрадовался выбору автотуров. Ещё больше обрадовала цена. Решение «Еду!» пришло практически мгновенно. Едва дождавшись выходных, поехал на встречу с менеджером. Улыбчивая и жизнерадостная девушка Люба подробно всё объяснила мне, развеяв все мои сомнения относительно пригодности моей спортивной формы (начинающий сумотори) для предполагаемых пеших маршрутов. И я поехал закупать необходимое снаряжение. К слову сказать, понадобилось из него очень мало (только рюкзак, но можно было обойтись и большой сумкой), поскольку организация туров была на высоте. Ещё из-за нестыковок на работе я не смог выехать в предполагаемую ранее дату, и поехал на две недели позже. Ребята из «Алтай-Маршрута» пошли мне навстречу, перенеся меня в другую группу.

Быстро покидав вещи в багажники комфортабельных японских полноприводных микроавтобусов мы выдвинулись в путь. Чувствовалось, что наши водители очень опытные, дорогу знают отлично, и совершенно не устают, поэтому ехали мы, практически не отвлекаясь. В Бийске забрали ещё двоих участников нашей команды, погрузили там армейские сухпайки: «Это когда на Учар пойдём, с собой возьмем, чтоб перекусить там по дороге»- объяснил Алексей. Я снова поразился- я сам хотел взять такой паёк, но решил, что это будет излишне. И точно, паёк за меня взяли организаторы.

Следующая остановка на границе Алтайского края и Республики Алтай. Первое прикосновение к Катуни, фото с «Памятником туристу», как его окрестили местные жители. (Речь идёт о скульптурной композиции «Пилигрим» работы известного барнаульского мастера Эдуарда Добровольского), и, не тратя времени бесполезно, мы снова погрузились и отправились в путь.

Следующая остановка в самом большом селе в Россиской Федерации- Майме. Село по числу жителей давно имеет право претендовать на получение статуса города, но отчего-то не делает этого. Здесь мы забрали ещё двоих путешественников, и снова продолжили путь.

Перекусить остановились в придорожном кафе, откуда открывались чудесные виды на Чуйский тракт.

Наши гиды уже отлично знают, где и как кормят на этом пути, поэтому останавливают там, где вкусно, и недорого. Ну и красиво. Вообще сложно передать словами всю красоту одной из пяти красивейших дорог планеты (по версии National Geographic). По началу руки постоянно тянуться к фотоаппарату, чтобы запечатлеть виды, один красивее другого, меняющиеся за окном автомобиля. Виды настолько красивые, что захватывает дух от восхищения. Ну и уши, от набора высоты при подъеме на Семинский перевал. Там, конечно же, была остановка, где мы немного размялись, сделали несколько фото возле памятной стелы и в прилежащем к ней каменном саду, и я купил волшебный чай.

Перевал, конечно, очень высокий (1717 метров), но его как-то совершенно не ощущаешь: только натужное гудение двигателя, и заложенные, от перепада давления, уши выдают то, что мы едем в гору. Так сбылась первая моя давняя мечта. Я много слышал о красотах перевалов на Чуйском тракте. Видел фото, мечтал там побывать. И вот мечты начали сбываться.

Здесь хотелось бы немного отступить от основного повествования, чтобы внести кое-какие добавления для ясности. Дело в том, что в нашей группе был кто-то невероятно везучий. Нам реально весь тур очень везло буквально во всём: и первое, в чём сказалось везение этого человека, это то, что гидом у нас был Алексей Денисов. Всё детство он проездил с отцом на грузовике по Чуйскому тракту, знал его вдоль и поперек, и казалось, мог рассказать свою историю о каждом повороте этого тракта. За что хочу сказать ему огромное спасибо, было очень интересно. С погодой нам тоже постоянно везло. Всю дорогу было немного пасмурно, что избавляло нас от изнуряющей жары в автомобиле, нас постоянно хотел догнать дождь, но у него ничего не получалось. Зато тучки обеспечивали нам прекрасные виды на горы, когда между ними прорывались лучи солнца.

Следующий перевал, Чике-Таман. Когда-то мне в руки попала бутылка с одноименным бальзамом из трав для водителей, который я с большим удовольствием употреблял в чай. Тогда и полумал: «Интересно было бы там поьывать». И вот, побывал. Следующая мечта сбылась. Этот перевал, хоть и ниже Семинского (1295 метров), но намного красивее его. Когда я оказался на нём, меня охватил восторг. Дорога на перевал действительно необычайно красива: поскольку она вырублена в скале, с одной стороны всегда идёт неприступная скала, а с другой отвесный обрыв. На перевале мы сделали остановку, чтобы насладиться открывшимися видами и сделать несколько фото. Мы поднялись на смотровую площадку, которая на само деле является частью старого Чуйского тракта, идущей через перевал.

Перевал считается безопасным, но всё таки, не стоит забывать, что горы редко прощают ошибки:

Дождь подгонял нас, и мы поспешили сесть в машину, и отправиться дальше по тракту. И уже захлопывая дверь автомобиля, я вдруг осознал, что вот именно на этом самом перевале и начинаются настоящие Горы. Настоящие Горные Дороги, и настоящие Горные Тропы. Мы двинулись дальше по Чуйскому тракту по направлению к Акташу. Алексей позвонил в кафе, где мы должны были ужинать, предупредил, что можем задержаться. Нам повезло, и нас согласились подождать.

Следующая моя мечта, и следующая наша остановка – памятник Кольке Снегиреву, известному всем по песне. Когда-то здесь был установлен маленький памятник, сваренный из деталей автомобиля, в честь подвига водителей автомобилей, ездивших по старому Чуйскому тракту. Тогда это было реально очень опасное занятие, поскольку тракт был однопутным, без асфальтового покрытия. Собственно, вопрос «Как здесь вообще можно проехать, и тем более, разъехаться двум грузовикам?» задаст себе любой путешественник, поднявшийся на старую дорогу в районе этого памятника. Здесь нам снова повезло, и небо прояснилось, позволив сделать несколько красивых фото памятника:

И старой дороги:

До Акташа мы добрались уже в сумерках. Уставшие и довольные ввалились в кафе, где нас дожидался вкусный ужин из супа с грибами и здоровенными котлетами с гарниром на второе. Я, в общем-то, умеющий вкусно и обильно покушать, не смог осилить его полностью. И да, тут нам снова повезло: дождь, всю дорогу наступающий нам на пятки, обрушился стеной, когда мы уже сидели, сытые и довольные, под крышей уютного кафе.

После ужина отправились на базу, где нам предстояло заночевать. Ворота базы нас встретили лаконичной вывеской «мест нет». «Ну всё, кончилось наше везение» подумал я. Сотовая связь здесь практически отсутствует, поэтому вероятность таких накладок и нестыковок весьма значительна. И вот Алексей выходит из автомобиля и сквозь стену дождя идёт решать вопрос с расселением, а мы сидим в машине, слушая дробь крупных капель по крыше автомобиля. Алексей вернулся, мокрый. Рассказал, кому в какой номер предстоит заселиться, и после его слов «Ну всё, сейчас выходим, берем постельное белье у администратора, забираем свои сумки из машины и заселяемся по домикам» дождь выключили. Стоит сказать, что с расселением нам снова очень повезло: никаких подселений в полупустые домики не было. Все очень удачно разместились. Те, кто ехал семьями, так и поселились своим кругом в персональных домиках) Вечером были разговоры у яркого костра, и море огромных звёзд над головой.

Утро четверга 28 июля нас встретило журавлиным курлыканьем, и таким бодрящим холодком, что я первые минуты оглядывался: не выпал ли где снег?

Из навеса-кухни вышел второй наш гид Игорь, держа в руках турку с дымящимся кофе. Чудесное утро предвещало новый день приключений. И ждало нас знаменитое «Гейзерное» озеро.

Много видел фото этого озера в интернете и хотел побывать на нём. Озерцо небольшое, имеет очень красивое ярко голубое, с черными разводами, дно. Хотя тропа к нему тогда показалась немножко сложной: приходилось идти по болотистой местности, но она очень короткая, и не может быть препятствием для любопытного туриста. Вдоль пути установлены указатели. Вообще там очень красиво.

После осмотра озера вернулись в Акташ. Закупились всем необходимым в последнем на нашем пути магазинчике, и скептически смотрели на замороженный шашлык. Мне эта идея тоже не очень нравилась (не люблю полуфабрикаты), и решили попытать счастья в мясном магазинчике. Алексей сказал, что утром в будний день найти там мясо маловероятно, как показывал опыт предыдущих поездок. Я пошёл вместе с нашими гидами, и нам снова повезло, поскольку нас ждал весьма приятный выбор свежего мяса. Шашлык на вечер был обеспечен. Наконец, после всех приготовлений, выдвинулись в сторону Улагана.

Недалеко за Акташем по Улаганскому тракту находится ещё одна достопримечательность (и ещё одна моя мечта) этих мест- знаменитые Красные ворота. Это проезд между двух скал красного цвета. В этих местах очень много ртутной руды- киновари, которая до недавнего времени даже добывалась промышленно. Она и придаёт скалам красный цвет. Очень красивое место, которое в очередной раз меняет карту реальности равнинного человека: это происходит, когда понимаешь, что мост в этом месте проложен по сути дела не через реку, а вдоль реки. Ну и, конечно же, знаменитая надпись. Действительно ей столько лет, или же её кто-то подновляет, а может вообще это «новодел», доподлинно мне выяснить не удалось:

«А вот сейчас мы подъезжаем к «Мертвому озеру» слышу голос Алексея. Мои руки тянуться включать фотоаппарат. «Погоди снимать, сейчас чуток проедем, там получше вид будет»- продолжает он. «Что значит, получше? Здесь каждый метр дороги- вид. Нет, даже вот так Вид!»- Думаю я. И ведь и правда, чуть дальше некогда мертвое, а ныне обитаемое, озеро раскрывает простор своих черных от большой глубины вод.

Вообще Улаганский тракт и дальнейшая дорога от Улагана до Балыктуюля очень красивы. Вдоль него идёт целая россыпь прекрасных горных озёр, скал, зеленых лугов.

-«О ,а что это там внизу? Дым?» —
-«Нет, это облака»
-«То есть как, облака? Мы выше облаков едем?!»
-«Да, мы на вершине Улаганского перевала, 2080 метров»

Здесь же находятся и знаменитые Пазырыкские курганы, перевернувшие представление ученых-историков середины прошлого века о скифской культуре.
Ну и, наконец, моя давняя мечта. Перевал Кату-Ярык.

Что-либо говорить о нём не имеет смысла. Эпитеты «великолепный», «захватывающий дух» уже произносились ранее, а здесь понимаешь, что словами своё состояние описать невозможно. И воспринять его по фото, к сожалению, тоже, поскольку громаду открытого Пространства не в силах передать никакой, даже самый широкоугольный, объектив. Глубину пропасти можно увидеть по фото, можно примерно представить, но сжавшимся в комок желудком, сидя в уютном кресле этого, увы, не ощутить.

Вдоволь налюбовавшись видом, открывающимся с вершины перевала, мы загружаемся в автомобиль, чтобы спуститься по перевалу вниз в долину Чулышмана.

Долина Чулышмана предстала перед нами поистине райским местом. Здесь очень тепло. Самое теплое место на Алтае. Журчание чистейшей реки, великолепные горы, вкусный воздух, напоенный ароматом тополей- здесь необычные тополя растут. У них более узкие, остроконечные листья. И запах. В самой середине лета они пахли так, как будто сейчас весна, создавая ощущение нереальности происходящего.

Плотно пообедав на туристической базе мы пошли к «каменным грибам». Фото этого места мне часто попадалось в интернете, и я очень хотел там побывать. Но взобравшись к ним, я понял, что самую красоту я ранее не видел:

Спустившись с каменных грибов я впал в состояние легкого медитативного транса. Видимо количество впечатлений на сегодняшний день превысило допустимые объемы, и мозг отказывался реагировать и восхищаться, как ранее. Собственно, программа впечатлений на сегодняшний день была завершена. Мы отлично попарились в баньке на берегу Чулышмана, после чего нас ждал вкуснейший шашлык. Ну и звёзды. Немыслимое количество огромных звезд создавало ощущение, что я нахожусь где-то на другой планете, настолько незнакомым выглядело это небо для меня, привыкшего к засвеченному городскому небу. Фото к сожалению нет. Мой фотоаппарат не смог передать всю красоту этого неба.

Утро пятницы 29 июля разбудило меня сильнейшим дождём. «Ну вот, Учар, похоже, не состоится», подумал я. Поглядел на будильник, понял, что ещё есть много времени, чтобы дождь прекратиться, и продолжил спать. Но снова разбудил меня не будильник, а журавлиное курлыканье, шума дождя не было слышно. Однако всё равно терзали смутные сомнения по поводу того, что наш поход на Учар может состояться. «Погода может нам помешать?»- обратился я с вопросом к Алексею. «Почему? Наоборот! На Учар очень тяжело идти, когда солнце жаркое. Вот сейчас самое то идти, вам снова очень повезло!»- ответил Алексей, и мы выдвинулись. Переплыв Чулышман на лодке, затем мы перешли по «мостику» его протоку.

И пошли по направлению к ущелью, где течет Чульча.

По дороге на Учар я сделал несколько десятков фото. Очень живописное место.
Временами немного сложное
Временами страшноватое
И вот, спустя пару часов нашего пути мы стали отчетливо слышать гул падающей воды, а за очередным поворотом узкой горной тропинки открылся и сам Учар (как мне сказали, название переводится «Неприступный»).

Вот, наконец, сам Учар. Грохот воды затрагивает в душе какие-то древние, дикие ассоциации. Фото не может передать этого ощущения. Я много раз видел фото Учара, но когда увидел его вживую, понял, что увидел его на самом деле впервые. На фото он совсем не такой впечатляющий. Как сказал Алексей, нам сочень повезло, обычно в конце июля –начале августа водопад успокаивается, но в этом году было много дождей из-за чего воды в нём было, как в мае. Перекусив и отдохнув, мы начали фотографироваться, и тут нам снова очень повезло: вдруг из туч выглянуло солнце, и водопад заискрился и засиял.

В целом тропинка на Учар даже для равнинного жителя вполне проходима. С нами шёл ребенок девяти лет и несколько пенсионеров, дошли все, никто не сошёл и не вернулся (что вообще очень часто случается, как сказал Алексей). Однако, хотелось бы поделиться своими мыслями о ней:

Несколько раз я ловил себя на мысли, что в дождь какое-то определенное место может стать попросту непроходимым, поэтому свой выход в дождь лучше не планировать. В солнечную погоду же, как было сказано выше, там становится очень жарко, что мы вполне прочувствовали на себе на обратном пути. Кроме того в солнечную погоду на камешки выползают погреться гадюки. Да, на те самые камешки, за которые вы то и дело будете хвататься руками. Поэтому смотреть нужно во все глаза, куда ставите ногу и за что беретесь руками. Лучше не торопиться на тропе. Выйдите пораньше, и двигайтесь аккуратно. Что-нибудь определенное про трекинговые палки сказать не могу. Те, кто их брал с собой, говорили, что очень помогали им, но лично я предпочёл на этой тропе держать руки свободными, чтобы успеть схватиться за что-нибудь, если вдруг грунт под ногами начнёт сыпаться. Если идёте в одиночку, без гида, то ОГЛЯДЫВАЙТЕСЬ! Очень часто оглядывайтесь, запоминайте, как выглядят сложные участки пути, которые вы уже прошли, а лучше делать фото. Дело в том, что тропа в сторону Учара помечена оранжевыми пятнами, но на обратном пути эти пятна в большинстве своём не видны. Меня несколько раз охватывало ощущение, что обратно иду совсем не там, где шёл ранее. Возьмите с собой еды, чтобы перекусить на водопаде. Больших объёмов воды можно с собой не брать, на пути будет пять ручьев с пригодной для питья водой. Меня здорово выручали в пути шоколадки и леденцы. Но вообще обратный путь сравнительно легче. Мы его прошли почти на час быстрее, чем шли на водопад, хотя усталость давала о себе знать.

В субботнее утро 30 июля мы перекусили на базе и собрались в путь. Нам предстояло проехать вдоль Чулышмана до южного берега Телецкого озера. Снова слева и справа возвышаются горы, пласты породы зачастую образуют забавные рисунки, так, в одном месте мы даже увидели голову огромного горного тролля. Часто дорогу пересекает очередная горная речка. Не всегда в этом месте строят мосты:

А вот и наши курлыкающие будильники:

Несколько мыслей для людей, которые собираются в эти места на своих автомобилях: во первых полный привод. Далее дорогу много раз будет перегораживать забор с закрытыми воротами. Не нужно искать объезд. Открываете ворота, заезжаете, обязательно закрываете ворота за собой, и едете дальше. Вообще с дороги съезжать крайне не рекомендуется. Местные жители очень не любят, когда вытаптывают выпасные луга, можно нарваться на серьёзный конфликт.

Наконец мы добрались до мыса Кырсай на юге Телецкого озера. Здесь расположена одноименная уютная турбаза и здесь же Чулышман впадает в Телецкое озеро. После обеда совершили прогулку по окрестностям базы.

Нам повезло, и начавшийся дождь застал нас возле навеса. Мы не намокли, но сделали несколько чудесных кадров надвигающейся стены дождя на Телеком озере.

Я залез на скалу, ту самую, откуда всегда фотографируют песчаную косу на южном берегу Телецкого озера, так исполнилась ещё одна моя мечта: я побывал на Телецком!

Памятуя о том , что на Телецком особенно прекрасны закаты и восходы, я выбрался с фотоаппаратом на ещё одну прогулку по окрестностям.

А потом был чай из смородиновых листьев и горных трав, заваренный прямо в ведре, разговоры у костра, и звёзды. Понимая, что это моя последняя ночь на Алтае, и что в следующий раз я снова увижу их очень не скоро, я долго не мог оторваться от этого зрелища. Собрался в домик уже тогда, когда сильно замерз, а шея затекла.

Утро воскресения 31 июля было прохладным. Памятуя о том, что на воде будет очень холодно, я сразу после завтрака одел теплую куртку. Быстро собрав вещи, мы отправились к катеру, на котором нам предстояло проплыть всё озеро. Здесь мне снова повезло, и хозяин катера взял к себе на борт какую-то местную даму, таким образом, мне места на катере не нашлось. Быстро схватив свой рюкзак я бегом побежал на косу, где вторую часть нашей группы ждал теплоход. Так исполнились ещё две мои давние мечты: я впервые жизни плыл на теплоходе о чём давно мечтал, а впереди нас ждало путешествие через всё Телецкое озеро! Более того, мы плыли в дождь, что давало возможность пережить ещё немного острых ощущений. Но самое забавное, что в результате этой ситуации я оказался на теплоходе мало того, что перегрузом, так ещё и зайцем! Видимо всё везение нашей группы в это время, сконцентрировалось у меня- иначе мне бы не удалось просидеть пять часов зайцем на носу теплохода на виду у капитана.

Остановка на водопаде Корбу вызвала уже какое-то легкое уныние. Ну что это за водопад, куда ведёт деревянный настил с перилами? А вдоль тропы множество забегаловок и сувенирных лавок? После Учара вообще никак.

Двадцать минут стоянки прошли очень быстро, мы без сожалений загрузились на теплоход и поплыли в сторону Артыбаша.

Когда за поворотом мы увидели Артыбаш, где на пристани нас уже ждали наши микроавтобусы, я включил телефон, и тут же мне пришло смс от нашего гида Алексея. Я ему перезвонил, сказал, что мы уже подходим к причалу. Потом Алексей рассказывал, что пару часов, пока он нас ждал, шел сильный дождь. И сразу же после этого звонка, дождь, как по мановению волшебной палочки, прекратился, и выглянуло солнце. Обратный наш путь пролегал через красивый город Горно-Алтайск.

Уже за Бийском, когда трасса сужается до двух полос, Алексею на минуту показалось, что мы попали в пробку. «Ох, сегодня же вечер воскресения. Сейчас тут все с Алтая едут. Дим, глянь по телефону, что там на трассе впередитворится?»- обращается он ко мне. Я запускаю известный всем сервис отслеживания пробок, внимательно смотрю на трассу: «Вот не поверишь, зеленая до самого Барнаула!» В ответ Алексей смеется: «Ну да, чего я хотел. Мог бы и сам догадаться, что так будет». И действительно, доехали быстро, без накладок и томительного ожидания.

Вот таким мне вспоминается самое интересное приключение в моей жизни.
P.S. Уже сидя дома в уютном кресле и набирая эти строчки, я прочитал в новостях, что на Алтае шестого августа прошёл ужасный град, величиной с куриное яйцо. Град побил много машин и вообще натворил много дел. Вспомнил, что гиды наши рассказывали, что аналогичный град был буквально за два дня до нашего путешествия. «Как же нам повезло»- подумал я в этот момент.