Зачем вяжут ленточки на Алтае?

Узнаете о том, почему и как вяжут ленточки на Алтае.
Как не стоит повязывать ленты на Алтае.

Величайшим божеством алтайского народа является Хозяин Алтая, он также известен как Алтайдын ээзи. Встреча с Хозяином Алтая во сне считается признаком его поддержки. Одним из древних ритуалов, связанных с поклонением Алтайдын ээзи, является “кыйра буулары” – привязывание ленточек на перевалах. В течение многих лет алтайцы привязывали белые ленты не только на перевалах, но и возле целебных источников (аржанов), которые считаются священными местами, а также на местах, где растет можжевельник (арчын) – символ Алтая.

Сейчас вспоминаются старые обряды, традиции и верования, люди начали привязывать белые ленты (кыйра – дьалама) повсюду. Некоторые следуют определенным правилам, другие подражают, а третьи делают это просто так.

Если нет ленты, можно использовать небольшой букет из трав и цветов. Если вы верхом на коне, то можно привязать конский волос.

Во время наших путешествий, таких как эти, мы не разрешаем туристам привязывать ленты, потому что большинство из них не понимает смысла этого и не имеют нужных лент с собой.

Есть и другие традиции привязывания лент. Во время Гражданской войны появилась традиция привязывать желтую ленту вокруг дерева, чтобы приветствовать солдат, которые долго отсутствовали. В 1991 году желтая лента стала символом поддержки войск, пребывающих за границей во время войны в Персидском заливе.

Также в древних славянских верованиях каждый предмет неживой природы считался обладающим душой. К примеру, береза помогала незамужним девушкам найти любовь, для чего девушки привязывали ленты на ветвях деревьев в лесу.

Шаманизм также придавал огромное значение духам, как благим, помогающим, так и вредным. Этот обычай можно наблюдать и в Крыму, и на Северном Кавказе, где деревья украшены множеством цветных лент. Вместе с лентой прикрепляется мыслеформа желания человека, посетившего это особое место силы.

Такой ритуал существовал во многих языческих культурах. Через него почитали духов предков, просили удачи, достаток в свою семью или успех.

Ленты готовили заранее, они должны были быть из натуральной ткани одного цвета. Разные духи требовали разных типов ленточных подношений. Традиция заключалась в том, чтобы привязывать ленты к деревьям и выражать свои желания и просьбы духам. Форма и цвет ленты также имели свое значение.

Смысл привязывания лент заключается в обещании охранять природу Алтая, сохранять традиции и обычаи народа, а также быть верным своему народу. Привязывая белую ленту, человек просит проявить благосклонность Хозяина Алтая (Алтайдын ээзи) к себе и выражает свою любовь к природе Алтая.

При выполнении ритуала существуют определенные правила. Используется новая натуральная однотонная ткань (бязь). Лента привязывается к березе, лиственнице или кедру с восточной стороны, но никогда на ель или сосну. Ширина ленты должна быть от 3 до 4 см, а длина от 70 до 90 см. Предпочтительно использовать новую ленту, заранее изготовленную, и предпочтительно, чтобы она была белого цвета. Ленту рекомендуется отрывать вручную, а не резать.

В момент привязывания ленты кыйра – дьалама мысленно (шепотом) назовите свое имя, происхождение и обратитесь к Хозяину Алтая, а также к хранителям мест с добрыми намерениями, выражая свои пожелания добра, мира, здоровья и благополучия для себя и родных.

Цвет ленты также имеет символическое значение: белый олицетворяет молоко и жизнь, желтый – солнце и луну, розовый – огонь, голубой – небо и звезды, а зеленый – природу в целом. Привязывая ленту, человек выражает свои желания и просит о мире, счастье и здоровье для своих близких (алкыш). Ленту следует привязывать ТОЛЬКО один раз в год на одном и том же месте, одним узлом, осторожно, чтобы не повредить кору дерева. Если у вас нет подходящей ленты, лучше ничего не привязывать – в этом нет ничего плохого.



Дерево, на которое привязывается белая лента, должно быть не срублено и не повреждено. При привязывании ленты человек должен быть чист и в его семье не должно происходить смертей в течение года. Мужчина должен снять головной убор. Во время этого действия не должно быть смеха, шума или ссор. Привязывающий должен выразить свои желания и просьбы Хозяину горы, просить о счастливом пути, благополучии и выразить благопожелания.

Плашки сайт_compressed (1)_page-0006

После привязывания ленты исполнитель должен обратиться к Востоку, совершить поклон, оказаться на коленях и вытянуть обе руки вперед или только правую руку сгибом вперед. Однако, если просто привязать ленту без выполнения поклона, это не будет считаться непристойным. В священных местах недопустимо громко говорить, ругаться или спорить. Тех, кто не соблюдает эти правила, наказывает сама природа или близкие родственники.



Столь важные ритуалы могут незначительно отличаться у разных народов Алтая, поэтому утверждать, что является единственно правильным, затруднительно.


Обо

Иногда на дорогах Алтая можно увидеть скопления камней, к которым крепят палку или небольшое деревце. Это известно как Обо. На этих камнях также закрепляются ленты. Такая практика часто используется, например, в Кош-Агачском районе, где деревья практически отсутствуют и используется их имитация.



Вместо деревьев, на местах проведения ритуалов часто просто натягивают ленты на веревки, растянутые между двумя столбами.

Как делать не надо.

Однако ни один алтайский житель не будет привязывать ленты в надежде на “счастье” или исполнение желания. Это предложение придумали непосвященные гиды и туристы. Они также предлагают оставить что-то свое на дереве, чтобы вернуться на Алтай.

Непонятные предметы, такие как носки, трусы, прокладки, презервативы, бахилы, заколки для волос, носовые платки, пакеты, веревки, туалетная бумага и влажные салфетки также используются туристами в этих ритуалах. Это негативно воспринимается, так же как и рисование красной краской на скалах.



Прикрепление чего-либо грязного на дерево и ожидание от этого счастья – полностью лишено смысла. Более того, такое действие может привести к обратному результату. Ведь модель поведения, определяющая поведение человека, проникает во все аспекты его жизни. Если человек вкладывает во вещи, которые он делает, какую-то глупость, это происходит не только на деревьях в Алтае, но и в его жизни.



Иногда “гиды” заранее подготавливают обычные синтетические ленты, чтобы немедленно отрезать и раздать их своим туристам. Иногда такие “материалы” даже продаются у торговцев на популярных местах. Честно говоря, меня это очень удивляет. С одной стороны, они осуждают туристов за развешивание мусора, а с другой стороны, ради денег готовы пожертвовать своими принципами.

Не так давно появился еще один “ритуал”: оставить свою маску на ветке дерева и быть здоровым. Но это не требует комментариев…

Такие действия совершенно лишены смысла и полны абсурда. Более того, они причиняют вред природе и самим деревьям.



Эти странные украшения тянут ветви вниз, создавая лишний груз, который ломает их. Они также задерживают снег и пропускают дождь, что усугубляет ситуацию.

Кроме того, визуальный эффект вызывает чувство отвращения. Лично я испытываю отвращение, видя такие деревья, усыпанные безумными лентами. Какие чувства вызывает это у вас?

На моих наблюдениях, фотографы в Алтае все чаще используют деревья с лентами в своих художественных проектах. Иногда они фотографируют полуобнаженных моделей, украшенных лентами.



Мы видим очень много таких мест на наших маршрутах. Например, на Чулышмане или по Чемальскому тракту, и не только.

Что делать? Нельзя сделать добро злом. Поэтому туристам стоит объяснять, как правильно поступать и что не стоит делать. Если эта статья помешает хотя бы одному туристу привязывать что-то непонятное и где-то непонятно, то это будет хорошо. Также стоит убирать с ветвей те глупости, которые делают другие туристы, как делает моя знакомая в данном видео.

Спасибо всемогущему интернету и Сынару Анатпаевой за информацию. Если этот отклик получит, то мы напишем еще и о современных рисунках на скалах и камнях, а не только о древних. Будьте здоровы!
Плашки сайт_compressed (1)_page-0006

Verification: a5e6d8babd4e2a78